Как правило, любая предпринимательская деятельность предполагает эксплуатацию транспортных средств для транспортировки реализуемой продукции. Необходимость сотрудничества с логистическими компаниями объясняется тем, что содержание собственного автопарка является финансово невыгодным и довольно дорогостоящим.
В интересах любого предприятия или организации доставка товаров не только в оговоренные сроки, но и в соответствующем состоянии. Для этого между отправителем груза и перевозчиком составляется соглашение, в котором указываются все права и обязательства обеих сторон. Согласно договору, ответственность за сохранность груза несет транспортная компания и непосредственно перевозчик.
Ответственность за утрату груза

Важным аспектом является форма сотрудничества между логистической компанией и грузоотправителем: может заключаться как договор транспортировки груза, так и транспортно-экспедиционное соглашение. Основные отличия между этими документами кроются в объеме ответственности за груз.
Договор перевозки является более строгим и предполагает ответственность перевозчика за доставку груза с опозданием, утрату в полном объеме или частично во время транспортировки или же передачу грузополучателю в ненадлежащем состоянии. В случае с договором экспедирования ситуация несколько отличается. Согласно соглашению, ответственное лицо – экспедитор обязуется лишь организовать транспортировку товара заказчика. Объем обязательств определяется непосредственно заказчиком и исполнителем, однако в некоторых случаях специалист не занимается транспортировкой, а привлекает третье лицо – перевозчика, обязанности которого договором не регламентированы.
Ответственность за утерю, недостачу и повреждение груза, как правило, несет перевозчик. В некоторых случаях, предусмотренных транспортным кодексом, вина за вышеуказанные неблагоприятные ситуации переносится на грузополучателя или отправителя. Примерами освобождения перевозчика от ответственности являются:
- халатность заказчика или получателя груза, его противоправные действия или бездействия;
- наличие дефектов груза еще до погрузки в транспортное средство и осуществления грузоперевозки;
- несоответствующая тара или деформация упаковки, которую невозможно было заметить во время приема продукции;
- предоставление груза без указания в ТТН необходимости обеспечения специальных условий для грузоперевозки по Украине (температуры, уровня влажности);
- непредвиденные ситуации: дорожно-транспортные происшествия, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.д.;
- прочие случаи, предусмотренные законодательством Украины.
Когда вина перевозчика за утрату продукции доказана, он обязан возместить ущерб в размере полной стоимости утерянного груза на момент его принятия для транспортировки. В случае если при осуществлении международной грузоперевозки вместе с водителем едет сопровождающий, ответственность за сохранность груза с перевозчика снимается.
Алгоритм действий в случае утраты груза

При выявлении недостачи продукции, получатель имеет право составить и направить претензию. Если акт направляется поставщику, в документе должна указываться следующие данные:
- полная информация и реквизиты обеих сторон (заявителя и лица, которому направляется претензия);
- дата и номер акта;
- основание составления претензии и доказательства его обоснованности;
- требования в соответствии с действующим законодательством Украины: передача недостающих единиц продукции, отказ от сотрудничества и переданного товара, требование возврата финансовых средств за оплаченный груз;
- сопроводительная документация.
Претензия может предъявляться и перевозчику, даже если заказчик не заключал с ним соглашение. Документ должен быть составлен и подан на протяжении 6 месяцев с момента получения заказчиком информации об утрате груза. Претензия составляется в письменном виде и отправляется перевозчику заказным письмом с уведомлением о доставке или вручением под расписку.
Какие документы оформляются при утрате груза?

Любые основания для ответственности перевозчика должны отображаться в специальных актах, составленных при участии перевозчика или его представителя. В любом другом случае при отсутствии подобного документа суд может отказать в рассмотрении иска. Факт составления акта также должен быть указан в ТТН.
Статистика показывает, что грузополучатель при выявлении недостачи груза составляет акт формы №М-7 с представителем отправителя груза, отпуская перевозчика и транспортное средство. Эти документы не являются основанием для предоставления претензии логистической компании и непосредственно водителю. Не нужно забывать, что разница между количеством погруженной и выгруженной из грузового автомобиля продукции обязательно должна быть отображена в ТТН.
Если перевозчик отказывается подписывать акт об утрате груза, требуется составление еще одного акта с привлечением незаинтересованных лиц (речь идет о представителях организаций, которые не являются участниками соглашения между отправителем, перевозчиком и получателем, и могут подтвердить факт недостачи груза). Что касается причин утраты или повреждения товаров, необходимо обратиться к экспертам или оценщикам.
Почему стоит обратиться в логистическую компанию АСД-Логистик?
Транспортная компания АСД-Логистик специализируется на своевременной и осторожной транспортировке разнообразных грузов. Среди преимуществ предприятия:
- широкий спектр услуг, в частности транспортировка комплектных, сборных и попутных грузов;
- контроль местоположения транспортного средства и, соответственно, груза;
- оперативность и ответственное отношение к каждому заказу.
Чтобы получить квалифицированную консультацию, касающуюся грузоперевозки по Киеву, свяжитесь с нашим специалистом по номеру на сайте.