Логистические услуги, связанные с транспортировкой грузов, превышающих стандарты, требуют знания в разных областях. Перевозка крупногабаритного груза зависит от многих правовых аспектов, поэтому с ними справится только профессиональная компания. Для ненормативного транспорта нужны соответствующие разрешения и должным образом обученный персонал.
Что такое проектный груз?
В отличие от большинства методов грузоперевозки, проектный груз не имеет четкого определения. Можно сказать, что под этим названием подразумевается планирование и реализация нестандартных транспортных услуг, требующих индивидуального подхода. А также сотрудничество с другими учреждениями, такими как дорожное управление или полиция.
Проектные грузы – это сверхгабаритные и тяжеловесные грузы, которые по своим техническим параметрам превышают нормы, разрешенные правилами дорожного движения. Для их транспортировки разрабатывается специальный маршрут. Предоставление данного вида услуг определяется соответствующими нормативными актами.
Виды проектных грузов

Крупногабаритный транспорт чаще всего используется при перевозке больших промышленных объектов в таких отраслях, как:
- энергетика (генераторы, турбины, роторы, трансформаторы, ветряки, трубопроводы);
- аэрокосмическая промышленность (спутники, детали самолетов);
- оборонная промышленность (военная техника);
- строительство (трубы, арматура, плиты и крупное оборудование);
- химическая промышленность (реакторы, холодильные камеры);
- автомобилестроение (штамповочные прессы, станки, литьевые машины);
- сельское хозяйство (сельхозтехника: комбайны, трактора);
- тяжелая промышленность (модули, фильтры, мостовые весы, локомотивы).
В случае особо мощных устройств и машин, для выполнения транспортных операций используются специализированные автомобили. Низкорамный транспорт основан на использовании полуприцепов и прицепов с соответствующим образом опущенной грузовой платформой – ниже высоты колес. Конструкция этого типа значительно облегчает погрузку оборудования за счет наличия специальной аппарели, благодаря которой нет необходимости поднимать тяжелые грузы.
При производстве прицепов и полуприцепов с низким шасси используются высококачественные материалы. Их поверхность дополнительно покрыта нескользящими материалами. Таким образом, низкорамный транспорт обеспечивает большую безопасность – как для самого груза, так и для обслуживающего персонала.
Параметры определения проектных грузов
Под сверхтяжелым подразумевается груз, превышающий нормы по габаритам и весу. Он может свободно перемещаться по дорогам без получения специальных разрешений. Проектными считаются грузы, габариты которых превышают следующие договорные значения:
- длина (полуприцеп) – 16,5 м;
- длина (прицеп) – 18,5 м;
- ширина – 2,5 м;
- высота – 4,0 м;
- масса – 42 тонны.
Перевозка негабаритных грузов остается одновременно последним звеном в сложной цепочке логистических операций. Следовательно, от операторов требуется тщательная подготовка и значительный опыт. Параметры транспортируемых грузов по габаритам при этом могут быть самыми разными.
Разрешение на негабаритный транспорт
Для получения разрешения на перевозку проектных грузов необходимо подать заявление, содержащее конкретную информацию, такую как:
- данные заявителя;
- данные перевозчика;
- данные отправителя;
- дата перевозки;
- подробные параметры используемого транспортного средства;
- точная дата поездки по стране.
В случае очень тяжелых или больших грузов перевозка разрешается только в ночное время суток. Благодаря этому транспорт не будет препятствовать движению других участников дорожного движения в течение светового дня. Кроме необходимости получения разрешений, сверхгабаритные перевозки также требуют ряда соответствующих логистических приготовлений.
Логистика транспортировки проектных грузов

В процессе подготовки к перевозке сверхгабаритного груза очень важно разработать оптимальный маршрут поездки. Во время детальной логистической работы принимаются во внимание следующие факторы:
- ширина дорог, автотрасс;
- наличие дорожных знаков и столбов;
- радиусы поворотов на дорогах;
- высота и ширина проездов под путепроводами и эстакадами;
- высота расположения линий электропередач;
- максимальное давление автомобиля на поверхность дорожного полотна;
- грузоподъемность мостов (если они есть на пути следования);
- прочность мостов, по которым будет проезжать груженое транспортное средство.
В соответствии с применимыми правилами, маршрут должен быть создан в сотрудничестве с Главным управлением национальных дорог и автомагистралей. Благодаря этому транспортные компании получают доступ к важной информации, касающейся отдельных препятствий на дорогах. Таким образом, они могут спланировать безопасный маршрут, по возможности свободный от непредвиденных сложностей.
Если из-за избытка препятствий перевозка проектных грузов стандартным автомобильным транспортом невозможна, обычно компания берет на себя обязательство подобрать оптимальный объезд. Затем готовится отчет, в который входят параметры специально разработанного маршрута – номера дорог и названия населенных пунктов, а также возможные трудности, которые необходимо устранить. Если окончательное предложение маршрута одобрено, выдается соответствующее разрешение.
Неудобства в перевозке крупногабаритного груза

Перевозка проектных грузов – один из самых специфических видов транспортировки, поэтому его реализация сопряжена с различными проблемами. Основная трудность грузоперевозки по Киеву и другим городам Украины – очень плохое состояние дорог, а также медленные, зачастую непрофессионально выполняемые ремонтные работы. Тогда единственное решение для транспортных средств, перевозящих большие и тяжелые грузы, – избегать участков ремонта дорожного покрытия. Необходимо иметь в виду сложности, встречающиеся на пути во время перевозки грузов, которые вынуждают менять маршрут, чтобы избежать ремонтируемых участков.
Источниками проблем также могут быть:
- построенные кольцевые развязки в системе дорог;
- пешеходные переходы;
- островки со встроенными знаками.
Трудностями для транспортных компаний, возникающими при перевозке проектных грузов, являются не только значительные задержки, но и большие расходы, связанные с операцией. Одна из особо дорогостоящих – это система начисления платы за так называемые «специальные разрешения» при международных грузоперевозках.
Теоретически на всей территории Европейского Союза сборы не должны зависеть от протяженности маршрута следования и общих параметров транспортного средства с грузом. Однако на практике оказывается, что в странах ЕС эти сборы обычно составляют от нескольких десятков до нескольких сотен евро, вне зависимости от параметров груза или расстояния поездки. Таким образом, транспортировка чрезвычайно массивных грузов через несколько государств Евросоюза может стоить довольно дорого.