Термин «логистика» — не новый, а имеющий многовековую историю. Исторически логистика развивалась как военное управленческое и практическое искусство, обеспечения войск, корректировка дислокации армии и обслуживания транспортом. Причем, идентичное понимание логистики, как военного искусства, было присуще и Римской империи, и Византийской.
Но под логистикой рассматривались также и область определенных расчетов, и правила рассредоточения продовольствия, при этом, государственные котроллеры имели статус логистов.
Наибольшее развитие логистики, ее основополагающих принципов наблюдалось при второй мировой войне, когда американская армия, размещенная в Европе, остро нуждалась в обеспечении материально-техническими средствами.
Как формировалась логистика в наши дни
Сегодня логистика – целая наука, охватывающая управление и контроль за потоками, людскими, информационными, материальными с целью их максимальной оптимизации. Для этого продумываются рациональные управленческие методы с задействованием всех необходимых для этого инструментов организации, и все для снижения трудовых и материальных затрат. Следовательно, если исторически логистика развивалась как военное искусство, то сегодня приобрела несколько другое свойство и понимание.
Факторы формирования логистики в современном мире
В ходе поступательного логистического развития определились приоритетные факторы:
- усложнение существующего на сегодня комплекса рыночных отношений, включающее и совершенствование имеющихся положений к характеристикам распределительного процесса;
- формирование на основе имеющихся – новейших систем на производстве, характеризующихся особой гибкостью;
Безусловно, формирование данных факторов невозможно было бы без определенного внешнего влияния. Например, переход от рынка продавцов к сформированному покупательскому рынку, что в стратегии производства и механизмах товародвижения потребовало существенных корректировок.
Изменилась и политика сбыта, если в допереходной период все организации объем своего производства подстраивали под конкретный объем сбыта, то сегодня в условиях рыночного перенасыщения различными предписаниями возникла необходимость в создании инновационных производственных программ, насущность которых обусловлена объемом и структурой рыночного спроса.
Острая конкуренция между фирмами, компаниями заставила их приспосабливаться к интересам клиентов, принимать их условия, что естественно не могло не отразиться благоприятным образом на повышении качества обслуживания. Это собственно и объясняет, как появилась логистика в таком качестве.
Нельзя не отметить и весьма замысловатую систему образовавшихся связей между объектами рынка, что потребовало определенных подвижек в формировании процессов снабжения и сбыта, усовершенствования конкретных направлений товародвижения.
Новшеством оказалось внедрение роботов на замену стандартных конвейеров, что позволило сэкономить живые ресурсы и сформировать производственные структуры, в которых производство незначительных партий оказывалось бы всегда рентабельным. Представился и реальный шанс для крупных предприятий трансформировать производственный процесс с массового на мелкосерийный с наименьшими фактическими издержками. Предприятия же с малыми объемами смогли повысить свою конкурентоспособность.
Отпала и необходимость при производстве незначительных партий в больших помещениях для складов, но при этом, возникла насущная проблема в их транспортировке, такими же незначительными партиями, но в жесткий временной период. Расходы при этом на грузоперевозки если и возросли, то перекрылись в значительной мере за счет снижения именно складских издержек.
Сегодняшнее продолжающееся формирование логистической концепции усиливается постоянным рассмотрением новых теорий систем и возможных компромиссов, усовершенствования НТП, унификации правил и установленных норм по товарной поставке и прочими факторами, тесно с ними связанными.