Конвенция КДПГ/CMR – это правовой акт, применимый к платным услугам, оказываемым при международных грузоперевозках, выполняемых для получения прибыли профессиональными перевозчиками. Соглашение о международной дорожной перевозке было подписано 19 мая 1956 года в Женеве и является важным юридическим документом, регулирующим положения в сфере грузоперевозок между странами.

Конвенция CMR используется, когда предметом заключаемого между сторонами договора, является коммерческая автомобильная перевозка товаров транспортными средствами, независимо от места жительства и гражданства участников сделки. При этом, место приема груза для транспортировки и место, предназначенное для его доставки, расположены в разных государствах, например, из Украины выполняются грузоперевозки в Нидерланды, Италию, Польшу, Россию, Германию и др. (хотя бы одна из них должна быть стороной данного соглашения).
Положения Конвенции не могут применяться, если перевозка осуществляется в пределах одного государства. Данный правовой документ не применяется также для почтового транспорта, при транспортировке трупов или, когда мы переезжаем и хотим, чтобы наши вещи перевезли на новое место жительства (транспортировка меблировки при переселении).
Положения, касающиеся грузоперевозки между странами
Конвенция КДПГ вводит и объединяет:
- условия договора транспортировки грузов автотранспортом;
- сопроводительную документацию на груз;
- ответственность перевозчика;
- вид жалоб и рекламаций;
- претензии, возникающие при грузоперевозке;
- перевозки, выполняемые последовательно несколькими перевозчиками.
Конвенция CMR регулирует также:
- обязанности и ответственность отправителя перед перевозчиком;
- право отправителя распоряжаться грузом;
- права распоряжаться товаром (грузом), причитающееся адресату;
- условия выдачи товара получателю;
- возможность отказа грузополучателя принять груз;
- обращение перевозчика с невостребованным грузом;
- жалобы и претензии, вытекающие из перевозки, режим и срок их исковой давности.
Важно отметить, что при применении данных положений компания-перевозчик несет солидарную ответственность за действия своих сотрудников, как за свои собственные.
Приоритетность Конвенции международной дорожной грузоперевозки
Конвенция CMR имеет приоритет над положениями национального законодательства. Только в вопросах, не урегулированных в этом правовом акте, используются внутренние законы государства, определяющие договор грузоперевозки. Транспортное право применяется ко всем договорам перевозки груза, за исключением морского, воздушного, железнодорожного и конного транспорта.
КДПГ содержит обязательные стандарты. Это означает, что, если положения, несовместимые с положениями международного Соглашения, включены в договор, заключенный с подрядчиком, они недействительны и лишены юридической силы. В этом случае будут применяться соответствующие положения Конвенции, которые регулируют этот вопрос.
Накладная CMR – ее значение при автомобильной транспортировке грузов
Доказательством заключения контракта на грузоперевозку является транспортная накладная, согласно § 408 HGB. Накладная – это письменный документ, который документирует договор перевозки, но не является обязательным условием. Он выписывается (статья 5 Конвенции CMR) в трех экземплярах, каждый из которых (на правах оригинала) имеет одинаковую юридическую и доказательную силу:
- первый экземпляр – выполняет важную функцию и остается у отправителя, что указывается в товарно-транспортной накладной;
- второй – выдается при вручении груза получателю;
- третий – предназначен для перевозчика, в качестве доказательства исполнения договора международной перевозки.

Однако на практике количество копий, по разным причинам, может быть больше, например, из-за того, что экспедитор обычно запрашивает еще одну копию для себя.
Не всегда содержание накладной соответствует реальным правоотношениям, возникающим между перевозчиком и заказчиком. Важно, чтобы первый экземпляр оставался у отправителя, указанного в коносаменте, и вместе с другими данными являлся доказательством отгрузки. Роль первого экземпляра особенная. Этот документ защищает товар от несанкционированного выпуска. Без предоставления такого документа перевозчик не обязан выполнять какие-либо инструкции, он должен строго придерживаться содержания накладной в отношении места назначения доставки.
В коносаменте содержится описание груза. Главное, чтобы запись была понятной для проверки водителем, действующим при приеме груза от имени компании-перевозчика. Важным элементом описания груза является вес. При его повреждении ущерб рассчитывается с учетом веса брутто поврежденного товара. В соответствии со ст. 17 п. 1 Конвенции, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, которое произойдет в период между получением товара и его выдачей, а также за задержку доставки.
В случае сомнений по поводу личности получателя, необходимо потребовать предъявление внутреннего паспорта и ввода номеров документа в накладную, а также подтверждения полномочий данного лица действовать от имени адресата.
Если груз должен быть погружен на разные автомобили или требуется перевезти несколько партий, то отправитель и перевозчик имеют право потребовать, чтобы было выдано столько накладных, сколько транспортных средств необходимо задействовать или сколько партий грузов перевозится.
РЕЗЮМЕ
При подписании договора перевозки следует обратить внимание на ответственность сторон и на то, какие положения будут применяться. Несоблюдение процедур, предусмотренных конкретными правовыми актами, или заключение соглашения с нарушением действующих правил может привести к потере права налагать штрафные санкции для получения неустойки.